вот что нашла на одном из сочинских форумов. интересные статьи, полезные.
Как выбрать питомца для ребенка?
Каждый ребенок втайне или вполне открыто мечтает, чтобы дома, бок о бок с ним, жило, по крайней мере, одно четвероногое (или водоплавающее, летающее, чешуйчатое существо). И рано или поздно он произносит: «Мама, ну давай заведем…» - или просто приносит с улицы крохотное существо.
Это в ваших глазах животное выглядит как «рассадник инфекции», обитель блох и вредоносный уничтожитель обоев и паркета.
Для ребенка это верный друг, любимое и самое преданное существо. Наконец, с точки зрения психологического комфорта животное приносит в дом радость, а общение с ним очень благоприятно сказывается на детской психике.
Если вы готовы взять на себя уход за еще одним членом семьи, совместите эту приятную покупку с пользой: выясните, какое животное более подходит вашему ребенку и чему он сможет научиться от домашнего питомца.
Чему может научить собака?
Дружелюбие, умение чувствовать характеры людей, предугадывать их поведение. Собака охотно общается с любым благожелательно настроенным к ней человеком, виляет хвостом и повизгивает от восторга. Предложите неконтактному ребенку вообразить себя собачкой и рассказать, как бы он относился к каждому из членов семьи. К друзьям, к людям на улице в этом новом образе. Усложните игру, предложив смотреть на мир глазами собаки в тот момент, когда вы вместе выгуливаете вашего пса: как он смотрит на людей, как встречает тех или иных прохожих, с каким настроением общается.
Общение, дружба, доверие. Рассказы и фильмы о собаках, подчас трагические, учат ребенка не бросать товарищей в беде, по-настоящему дружить. Поощряйте общение ребенка с собакой, разрешайте им секретничать и сами иногда на глазах у ребенка рассказывайте псу о своих переживаниях («Представляешь, Мухтар, Алеша сегодня отказывается убирать за собой и кровать, и тарелку, а меня это огорчает!»). Этот педагогический прием может сработать на ребенке, с которым вы не можете наладить диалог: пусть собака станет своего рода транслятором эмоций друг другу.
Физическая сила. Понаблюдайте вместе с ребенком за крупными собаками на площадке: как они движутся, с каким упорством достигают поставленных целей. С домашним псом ваш не очень подвижный малыш может вместе играть в «Форт Байярд»: устройте «полосу препятствий» из табуреток, коробок, любых мелочей, имеющихся под рукой. Пускай испытание пройдет сначала пес, а затем по его примеру ребенок. Усложните задание, поменяйте препятствия местами и попросите ребенка подать пример собаке.
...............
Конечно, не каждый домашний кот способен доить корову Мурку и вышивать на машинке, как это делает мультяшный Матроскин. Но кое-чему кошки вполне в силах обучить ребенка. По складу натуры эти животные – самостоятельный одиночки, уверенные в себе и решительные. Они легко принимают детей и миролюбиво к ним относятся. Непрерывно общаться и ластиться к хозяину способны, пожалуй, только бирманцы и мэнские кошки. Тайские кошки (в том числе сиамские ) очень контактны, быстро привыкают к новым местам и людям, но они не умеют долго сидеть на руках у ребенка. Персы и британцы по своей природе флегматичны и умиротворенны, но они потребуют тишины и спокойствия около 16-18 часов в сутки, хотя не будут особенно сопротивляться перетаскиванию с места на место или даже прогулкам в кукольной коляске, но все же предпочтут сон резвым играм. А кошки дворовых пород с момента своего появления в доме сразу расставляют всех по местам и каждому члену семьи назначают свою роль.
Чему же может научить кошка?
Преодоление страха в незнакомых местах. Если ребенок нерешителен и робок, сыграйте вместе с ним и кошкой в такую игру. Переставьте мебель в комнате и объясните ребенку, что любая переменена в пространстве воспринимается кошкой как новое место. Впустите в комнату кошку и наблюдайте за ее поведением: поначалу она все обнюхает (объясните, что так кошка исследует пространство, проверяет, нет ли опасности), затем, вероятно, выберет наиболее укромное место и будет наблюдать оттуда за комнатой, а через несколько часов освоится и поведет себя как хозяйка. Попросите ребенка повторить поведение кошки и рассказать, какие чувства испытывала Мурка на новом месте. Проговаривая эмоции животного, ребенок обязательно озвучит причину своего страха. И вы сможете его преодолеть, предложив, как бы в этом случае поступила ваша кошка.
Чистоплотность. На детей, не жаждущих «умываться по утрам и вечерам» отлично могут подействовать доводы: « А Барсик уже умыл мордочку и приступил к завтраку». Кошачий пример, как ни странно, действует заразительно!
Мягкость, усидчивость, спокойствие. Предложите ребенку погладить кошку. Пусть расскажет о своих ощущениях: что чувствует рука, какая на ощупь шерстка. Эта процедура сама по себе успокаивает и снимает стресс.
......................
Пернатые друзья очень любят общаться, а кто, как не ребенок, больше всех в семье весело болтает без умолку? Они точно найдут общий язык и подружатся. Однако не забывайте, что любой птичке необходимы комфортные условия для обитания, уютная клетка, отсутствие сквозняков (и вместе с тем свежий воздух, так что на время проветривания птичий домик придется выносить в другую комнату). Если вы решили приобрести птицу своему ребенку, отдайте предпочтение волнистым попугайчикам: уход за ними прост, а в хороших условиях птичка как по волшебству начнет подражать вашим разговорам.
Чему могут научить ребенка птицы?
Общение, речь. Неторопливому и неговорливому малышу предложите научить попугайчика разговаривать. Объясните, что, если общаться с питомцем регулярно, он начнет повторять слова и научится выстраивать целые фразы! Если вы достаточно заинтересуете ребенка, он охотно займется дрессировкой и наверняка захочет рассказать вам о своих успехах. Мало-помалу вам удастся разговорить собственное чадо. Кстати, на непомерно болтливых малышей попугайчики действуют также магически: дети увлекаются идеей дрессуры и часть своей кипучей энергии направляют на разговоры с попугаем. Полчаса покоя вы себе обеспечите!
Активность, подвижность. Как и в случае с собакой, вы можете устроить для малыша и попугайчика «веселые старты», только для Кеши оборудуйте кольцо и планки под потолком, а для ребенка - на полу.
Источник: Домашний очаг. Сентябрь 2006 г.
Ребенок и домашний любимец: устанавливаем правильные отношения
Домашнее животное может быть отличным другом вашего ребенка, особенно если он единственный ребенок. Почти все дети любят животных, интересуются их жизнью, привычками. В стремлении приобрести домашнее животное проявляется желание ребенка о ком-то заботиться, опекать слабое, зависимое от него существо. Но специалисты рекомендуют заводить любимца только после того, как ребенку исполнится шесть лет, поскольку именно к этому возрасту ребенок в полной мере начинает осознавать, что животные – это не игрушки, что они, как и люди, могут чувствовать боль, радость или грусть.
Все мы не раз читали или смотрели душераздирающие репортажи о нападении собак на детей. И действительно, согласно статистике, чаще всего собаки кусают детей до 5 лет. И обычно это собаки, принадлежащие их родителям. А почему бы им и не кусать их? Ведь на глазах собаки это делают все члены семьи - папа, мама, бабушка, дедушка, а то и гости. Вспомните, на кого чаще всего повышают голос и кричат (с точки зрения собаки - лают), кому чаще угрожают интонацией (рычат), кого шлёпают (кусают)? На ребёнка! А собаки прекрасно всё понимают и делают вывод, что такое отношение к младшему члену стаи является хорошей традицией и нормальным поведением, которое позволительно и им.
Но на детей нападают не только собаки, просто эти случаи чаще освещаются прессой. Обычная кошка может нанести здоровью ребенка непоправимый вред. И даже милый хомячок способен укусить. Ваша обязанность как родителя вовремя подавить агрессивные проявления домашнего питомца по отношению к ребёнку. И наоборот, домашним питомцам тоже, бывает, достается от детей. Родителям нужно знать несколько правил, чтобы помочь ребенку и домашнему животному адаптироваться друг к другу:
1. Принести домой щенка или котенка – это все равно что принести новорожденного. Поэтому кошку или собаку лучше завести для ребенка постарше, 8-10 лет, поскольку животным точно так же, как детям, требуется довольно продолжительное время, чтобы адаптироваться в семье и научиться взаимодействовать с другими членами семьи. И воспитание щенка иногда отнимает столько же времени, сколько и воспитание ребенка. И конечно, не стоит заводить животное, если ребенок - еще совсем кроха. Если же в доме, где есть грудной ребенок, живет кошка или собака, никогда не оставляйте их наедине в одной и той же комнате.
2. На начальном этапе в процессе общения ребенка и домашнего животного требуется присутствие взрослого. Взрослый должен научить их обоих правилам взаимодействия, а также проследить, чтобы ни той, ни другой стороне не был нанесен вред.
3. Детская жестокость не всегда носит намеренный характер. Часто ребенок просто не понимает, как нужно брать, держать или ласкать животное. Но если вы видите, что чадо проявляет намеренную жестокость по отношению к животному, наверное, стоит принять меры. В любом случае, научите его требуемому отношению на своем примере. Если вы обращаетесь с животным надлежащим образом и с добротой, ребенок очень скоро это переймет. Если же вы будете к животному равнодушны, то и ребенок со временем будет перенимать ваше отношение.
4. Попросите также ребенка взглянуть на мир глазами животного, представить, что он чувствовал бы, если бы его тянули за уши, или махали перед лицом игрушкой. Объясните, что даже самое спокойное и послушное животное имеет пределы терпения, которые нельзя преступать. Даже самая кроткая собака становится злой, если её дразнить. Причём палка, например, может разозлить даже незлую по характеру собаку.
5. Научите ребенка распознавать угрожающие знаки, такие как шипение, рычание, подвертывание губы, прижатые уши, раздраженные махи хвостом у кошек, которые свидетельствуют о том, что животное устало от человеческого общения и нужно оставить его на некоторое время в одиночестве. Животные, как и люди, не всегда хотят играть, им нужно иногда некоторое время побыть одним.
6. Животное может стать агрессивным, если его внезапно трогают во время еды, когда ему больно или его пробуждают из глубокого сна. Научите ребенка не трогать животное в такие моменты. Важно, чтобы ребенок соблюдал и уважал права животного. У животного, например, может быть своя любимая игрушка, и оно может стать агрессивным, если ее кто-то отнимает. Научите ребенка не вырывать у собаки кость или миску, когда она ест. Наиболее частая причина, по которой собака кусает, это защита своей пищи.
7. Постарайтесь привлечь ребенка к уходу за любимцем, он будет чувствовать себя хозяином животного, а это учит ответственности и состраданию. Конечно, ребенок младше 12-ти лет не может полностью взять на себя заботу о животном. Но даже самый маленький карапуз может давать животному воду и еду, мыть его миску или покупать вместе с родителями игрушки в зоомагазине.
Автор: Марина Аль-Рабаки
Источник: myjane.ru Собаки для детей и дети для собак
У Вас в семье скоро появится ребенок? Поздравляем! Но при этом у Вас есть собака, которая может ревностно отнестись к нему? Или у Вас есть маленький ребенок и Вы собираетесь завести собаку? Избежать проблем, связанных со взаимоотношением детей и собак, Вам поможет наша статья!
Собаки для детей и дети для собак
"У каждого щенка должен быть свой мальчик”
Эрма Бомбек
“Собака создана специально для детей. Она олицетворение шалости”
Генри Уорд Бичер
Существует убеждение, что собаки не должны кусать детей. Но это, к сожалению, не так. Кусают, господа-товарищи, кусают.
А почему бы и не кусать? Ведь на глазах собаки это делают все члены семьи – папа, мама, бабушка, дедушка, а то и гости. Вспомните, на кого чаще всего повышают голос и кричат (с точки зрения собаки лают), кому чаще угрожают интонацией (рычат), кого шлёпают, а иногда и дерут (кусают)? На ребёнка! А собаки прекрасно всё понимают и делают вывод, что такое отношение к младшему члену стаи является хорошей традицией и нормальным поведением, которое позволительно и им.
Собака кусает ребёнка вовсе не для того, чтобы его съесть или потому, что она его не любит. Цель укуса – сделать больно, а это бывает нужно для того, чтобы дать понять ребёнку, что какие-то его действия собаке не нравятся. Так поступают все: и мы, и собаки, и остальные звери-животные. К тому же, собаки редко кусают сразу. Сначала они рычат, если их не понимают, ударят зубами (кстати, удар зубами очень часто неправильно принимают за укус) и только потом, изверившись в действенности этих мер, кусают.
Часто бывает, что собака кусает «своих» детей и членов семьи, а посторонних либо боится, либо очень «любит». Или кусая «своего» ребёнка, собака, тем не менее, может самоотверженно защищать его от чужих людей.
В этом нет ничего удивительного. Потому что агрессия к своим и чужим – это, как говориться, две большие разницы. Недаром зоопсихологи выделяют так называемую иерархическую агрессию, с которой как раз и связаны многие внутрисемейные проблемы вокруг собаки. Но, продолжая эту тему, скажем несколько слов об отрицательном подкреплении. Им часто пользуются ползающие, бегающие, летающие и ходящие для воспитания подрастающего поколения и управления поведением членов коллектива. Специалисты выделяют условное и натуральное отрицательное подкрепление. При этом к «условному отрицательному подкреплению» (аналогу укуса или удара), относятся: оскал, рычание, лай, специфическая поза. К «натуральному отрицательному подкреплению» - толчок плечом, удар зубами, трепотня за шиворот, сбивание с ног и, наконец, укус.
Если на подчинённого, подопечного или на обучаемого не действует условное отрицательное подкрепление, вы вправе переходить к натуральному отрицательному подкреплению. Правда? Точно также ведёт себя ваша собака.
Почему она это делает? Как уже указывалось, собака воспринимает человеческую семью, как подобие стаи. А каждая стая, с точки зрения собаки, должна иметь начальника и подчиненных для поддержания порядка и успешного осуществления совместной деятельности. Потребность в иерархии заложена в собаке природой и, хотим мы этого или не хотим, но собака очень быстро понимает «кто есть кто» в нашей семье и старается быть поближе к лидеру, а то и стать лидером. А самое главное право лидера – это управление поведением других и наказание за неподчинение.
С этой неприятной проблемой по моим данным сталкивается треть семей, имеющих собаку. Если собака занимает в иерархической структуре семьи достаточно высокий ранг, она начинает управлять поведением других, в том числе и детей, а если они не подчиняются – наказывать их укусом. Следует указать, что дети часто бессознательно провоцируют агрессию собаки. Особенно маленькие редко понимают, тыкая собаке пальцем в глаз, что делают ей больно и часто нарушают «святые» правила (слишком близко приближаться к любимой кости, миске, месту отдыха собаки). В общем, бывают очень бесцеремонны и совсем не понимают языка своей родной собаки.
Вот один из распространённых сценариев конфликта собаки с ребёнком. Собака спит. Ребёнок входит в комнату, видит её и хочет с неё поиграть. Собаке играть не хочется и она, как воспитанный член стаи, сообщает об этом, издавая рык и обнажая клыки. Тип, качество и количество предупреждений могут варьировать в зависимости от особенностей собаки. Так, некоторые из них, могут просто подняться, отойти от ребёнка и с печальным вздохом устроиться досыпать в другом месте. Такое поведение можно рассматривать как предупреждение.
Если ребёнок настойчив и снова предлагает собаке поиграть, та опять может зарычать. Большинство детей, да и некоторые взрослые не понимают сигналы предупреждения и продолжают свои, казалось бы, необидные действия, что, в конце концов, вынудит собаку использовать более действенные аргументы. Так что задачей владельца собаки является обучение детей (как впрочем, и других домочадцев) языку собак.
Собаки, как многие стайные животные, в том числе и человек, имеют, так называемую, «зону безопасности». Их окружает некое пространство, невидимую границу которого позволено пересекать не всем. Например, у коров «зона безопасности» составляет около трёх метров. Если другая корова попробует нарушить её границу, хозяйка зоны обязательно боднёт гостью. Давка в общественном транспорте нам не нравится, в частности по этой причине, ибо в нашу зону безопасности безнаказанно вторгаются другие. И мы при любом удобном случае стараемся отстраниться от соседа.
Так и собаки. Некоторым, уважаемым членам семьи, они позволяют вторгаться в свою зону, а приближение других встречают рычанием. Не рычала ли ваша, лежащая на полу собака, на проходящую мимо бабушку или ребёнка? Следует подчеркнуть также, что чем выше иерархический статус собаки, тем шире её зона безопасности.
Щенок, пока мал, особой опасности не представляет. Но, взрослея (а взрослеет он быстрее, чем ребёнок), щенок начинает выяснять со своими ближними, кто главней. Наиболее же близким к нему по иерархической лестнице чаще всего бывает ребёнок. Не пропустите «час Х». Ваша обязанность вовремя подавить агрессивные проявления собаки по отношению к ребёнку.
Они могут возникнуть и в том случае, если ребёнок рождается в семье, где уже есть собака. Так она опускается на более низкую ступень иерархической лестницы, а её ступень занимает ребёнок. Он становится конкурентом собаки за право быть ближе к лидеру стаи. Будьте внимательны в этой ситуации.
Считается общепринятым, что собаку лучше заводить тогда, когда вашему ребёнку не менее 4-5 лет при условии, если вы обоих собираетесь воспитывать сами. Тем более, что согласно статистике, чаще всего собаки кусают детей до 5 лет. И обычно это собаки, принадлежащие их родителям.
Если вы хотите, чтобы собакой занимался ребёнок, подождите, пока ему исполнится лет четырнадцать. Исключения бывают, но уповать на них не следует.
Когда в доме имеются собака и дети, особое значение приобретает кинологический опыт взрослых. И если собак ранее у вас не было, постарайтесь хотя бы теоретически заполнить пробелы в знаниях. Учтите, кстати, что, как это ни странно, но бабушки и дедушки – плохие помощники в воспитании и выращивании собак.
Если ребёнок маленький, научите его хорошо относиться к собаке. Не позволяйте ему дразнить или бить её. Но и щенка учите правильно обращаться с ребёнком. Он не должен кусать членов семьи или прыгать на них. Воспитывая собаку, формируйте у неё правильный иерархический статус.
Дети семи лет и старше могут принимать участие в уходе за собакой, что значительно сблизит их. Например, пусть ребёнок кормит собаку. Научите собаку подчиняться ребёнку. Это совсем не сложно, если вы уже дрессировали её.
Займитесь, для начала, отработкой какого-нибудь одного навыка. Возьмите собаку на поводок и попросите ребёнка подать ей команду. Ваша задача – молча принуждать собаку к подчинению командам ребёнка. При этом поощрять собаку должен ребёнок. На следующем занятии передайте поводок ребёнку и закрепите урок. Постепенно отходите дальше от ребёнка с собакой. Попробуйте повторить урок на улице. И также работайте с другими навыками.
Научите ребёнка и собаку совместным играм, но избегайте силовых и слишком подвижных. Хороши, например, «прятки», поиск игрушек, аппортировка игрушек, движение по следу. Освойте цирковые трюки. Если вы поощряете собаку и не утомляете её и ребёнка многократными повторениями, обоим будет весело.
Если вы намереваетесь завести собаку для подростка, то подумайте семь раз, прежде чем решиться на этот поступок. Очень часто, отступив под напором обещаний, клятв и заверений детей, что они сами будут прогуливать, кормить и воспитывать щенка, мы, приобретая «ребёнка» для ребёнка, становимся родителями вдвойне.
В этом нет ничего плохого, если взрослые готовы через некоторое время взять на себя все обязанности по содержанию и воспитанию собаки. Плохо, когда мы, полагаясь на ребёнка, не найдём времени для собаки и она будет расти, как придорожная трава. Вот тогда и начнутся проблемы.
Чаще всего ребёнок 2-3 недели на самом деле действительно ухаживают за щенком. Но поскольку выращивание и воспитание собаки – это однообразный, длительный и тяжёлый процесс, его интерес к щенку постепенно уменьшится. Сначала родители напоминают ребёнку о его обязанностях, но это им быстро надоедает, и они принимают на себя ещё одно дитя. Едва ли каждый десятый ребёнок выполняет своё обещание самостоятельно заниматься собакой. В конце концов, заботиться о ней начинает, обычно, его мама.
Чтобы этого не произошло, нужно поднять интерес у подростка к воспитанию собаки. Наладьте контакты с кинологическим клубом или ближайшей дрессировочной площадкой. Попробуйте сделать так, чтобы он стал там частым гостем. Может быть, подросток заинтересуется спортивной или цирковой дрессировкой. В любом случае. Общение с людьми, влюблёнными в собак, окажется для него полезным.
Что делать, когда в семье с собакой появляется ребёнок?
Собаку мы можем завести внезапно, повинуясь минутному порыву. А заведение ребёнка - процесс длительный – долгих девять месяцев мы ждём его появления. И у вас есть время перевоспитать свою собаку применительно к будущей ситуации. Не упускайте его. Очень часто после рождения ребёнка приходится расставаться с собакой именно из-за возникающих проблем с поведением.Итак, в вашей семье ожидается появление ребёнка, сделайте следующее:
* Снизьте иерархический ранг своей собаки;
* Переместите место её отдыха из своей спальни и из будущей детской;
* Отработайте (и очень хорошо!) несколько фиксирующих навыков (прежде всего посадки и укладки);
* Обучите собаку по команде уходить на место и находиться там (долго!);
* Сократите продолжительность времени, уделяемого собаке дома;
* Перестаньте играть с ней дома;
* Заранее приобретите игрушки для будущего ребёнка и внушите собаке, что их трогать нельзя;
* Если собака кусает кого-то из членов семьи, ещё не поздно исправить такое поведение;
* Перестаньте общаться с собакой, как с ребёнком. Пусть она станет если не собакой, то взрослым членом семьи со своими правами и обязанностями;
* Если удастся, познакомьте собаку с маленькими детьми. Ласкайте собаку в присутствии детей и давайте ей при этом что-нибудь вкусное. Пусть и ребёнок даст лакомство собаке. Сделайте так, чтобы встреча с ребёнком стала для собаки праздником;
* Представьте себе, каким будет ваш режим дня при появлении малыша, и научите собаку жить в этом режиме. Так ей будет легче пережить появление конкурента;
* Желательно приобрести клетку и научить собаку пользоваться ею. Это особенно важно, если квартира невелика;
* Когда появится ребёнок, никогда не оставляйте собаку наедине с малышом.
Надеемся, наши советы помогут Вам правильно "познакомить" Вашего ребенка и собаку.
О каких животных мечтают дети?
У детей, выросших без собаки или кота, уровень интеллекта ниже, нежели у детей из семей, имеющих животных. Кроме того, контакт с животными облегчает адаптацию детей в обществе. По крайней мере, так утверждают психологи. Видимо, недаром восьмилетний Малыш из известного мультика мечтал о друге — лопоухом щенке. Самое интересное, что исследование, которое провели не так давно российские ученые, изучая зоологические пристрастия детей, показало, что именно собаку больше всего желают видеть ребята в качестве четвероногого друга. Дальше следуют попугай, кошка, хомяк, рыбки, крыса и обезьяна. Входят в перечень и дикие животные: лев и тигр, а также лошади. При этом, если малышу плохо, его больше тянет к кошкам, собакам и рыбкам. Именно в такой последовательности. Хотя не исключено, что в качестве любимого дети называли то животное, которое живет у них в доме.
Впрочем, как и взрослые. Сколько известно случаев, когда человек был категорически против любой живности в доме, а затем буквально прикипал душой к крохотному мохнатому или пернатому комочку, наполнившему дом ощущением покоя, тепла и постоянства. Что уж говорить о детях. Ежегодно тысячи из них переживают развод родителей, растут в атмосфере семейных скандалов. И если нет возможности погладить кошку, пообщаться с собакой, повозиться с хомячком, забыв на это время обо всех неприятностях, ощущая домашний покой и уют, у ребенка может развиться серьезный невроз, ухудшиться состояние здоровья.
Недавний опрос британских пятилеток показал, что домашние животные – чуть ли не лучшие их друзья. У семилетних, которые уже лучше могут высказать свои мысли, собака как защитник стоит на втором месте после папы. С собакой, поясняют они, не так страшно оставаться в комнате, даже если в доме погас свет. А кошка почти такая же ласковая, как мама, в особенности когда ребенок плачет или болеет. Дети часто считают животных полноправными членами семьи и могут общаться с ними так же, как с мамой, папой, братом или сестрой. Это, в частности, подтверждает и ответ на вопрос, к кому бы кроха обратилась в случае возникновения проблем. Большинство юных англичан не в последнюю очередь называли домашних питомцев.
Существуют и другие плюсы общения ребят и зверят. Последние способны самым непосредственным образом влиять на здоровье маленького хозяина. Бытует мнение, что шерсть животных может вызвать у ребенка аллергию. Однако, по мнению американских педиатров, наличие в доме двух и более кошек или собак, наоборот, снижает риск возникновения аллергии у детей. Выяснилось, что 77% детей, живущих в таких «зоологических» семьях, проявляли удивительную устойчивость к аллергии. Как полагают медики, скорее всего, в данных случаях иммунная система ребенка активизируется, что приводит к подавлению некоторых видов аллергических реакций.
Есть данные, что дети, у которых есть животные, меньше болеют. Причем наибольшую пользу кошки и собаки приносят ребенку в возрасте от пяти до восьми лет. Ученые сделали анализ образцов слюны 138 детей, чтобы определить уровень содержания иммуноглобулина, отвечающего за работу иммунной системы. Он позволил сделать вывод о том, что присутствие в доме кошки или собаки заставляет организм маленького ребенка более активно сопротивляться инфекциям. Единственное, что при этом беспокоит медиков, так это привычка детей спать в одной постели с лохматым любимцем [img src=/gif/sm/sm16.gif] .
Способны животные и лечить. Скажем, известны методики лечения ряда заболеваний опорно-двигательной системы, в основе которых лежит катание на лошадях. Существуют специальные схемы лечения неврозов. Скажем, ребенку, страдающему от заикания как одного из проявлений невроза, намного легче войти в контакт с животным, таким же маленьким, молчаливым и беззащитным, как он сам, и начать с ним общаться. Гиперактивный малыш успокаивается, гладя кошку, собаку или хомячка, учится контролировать силу своих движений. При этом животное становится как бы посредником и помогает наладить отношения со взрослыми и всем окружающим миром.
Многие противники животных могут возразить: иной малыш не только не научится любви и состраданию, но измучит самого котенка или щенка. Во-первых, измучить зверька не так-то просто — даже маленький котенок способен постоять за себя или, в крайнем случае, просто спрятаться. А во-вторых, все зависит от отношения к животному взрослых — малыш будет копировать их поведение. Если родители принимают щенка или котенка как нового члена семьи, то для ребенка он станет другом, если же животное существует как предмет интерьера, то и ребенок быстро научится равнодушию и жестокости по отношению к любому живому существу.
Еще один вопрос, который возникает перед родителями, все-таки решившимися на живность в доме, это кто больше подходит малышу. Некоторые специалисты советуют ориентироваться на темперамент и тип личности ребенка. К примеру, интровертному, флегматичному нужен зверек, с которым можно было бы общаться с помощью звуков и прикосновений: морские свинки, хомячки, мышки. При этом нужно учитывать и притязания самих представителей фауны. Как известно, люди веселые и активные лучше уживаются с пернатыми: в гнетущей, унылой атмосфере птицы быстро заболевают и могут даже умереть от постоянного стресса. С черепахами малышам скучно: наблюдать за ними неинтересно, общаться невозможно, и потому очень быстро хозяева вообще перестают обращать на них внимание. Аквариум с рыбками больше подойдет детям рациональным, склонным к коллекционированию, знающим, чего хотят от жизни, а также беспокойным, легковозбудимым — длительное созерцание неторопливо плавающих рыб успокоит любую нервную систему.
Но по большому счету, ни один специалист не скажет, какое именно животное будет вызывать у всех домочадцев положительные эмоции. К примеру, в Австралии в последнее время стало популярным держать в качестве домашних животных насекомых, таких, как тараканы-гиганты. Места в квартирах и домах мало, а живую душу рядом иметь хочется.
Пес у колыбели
Один из критических моментов во взаимоотношениях человека и собаки - появление в доме, где до этого не было детей, ребенка. В это время, как правило, возникает немало проблем - порой реальных, порой мнимых, но, тем не менее, воспринимающихся как весьма серьезные.
Нередко родственники и знакомые заранее пытаются запугать молодую семью рассказами о всевозможных ужасах - "загрызенных младенцах", "заразе" и т.п., убеждая избавиться от собаки. При этом они не догадываются, что сами представляют для ребенка гораздо большую опасность, ведь у него куда больше шансов заразиться от какого-нибудь человека, чем от собаки. А уж случаев дурного, жестокого и даже садистского обращения с детьми со стороны людей столько, что собаки покажутся ангелами.
Но это, разумеется, не значит, что с появлением ребенка у хозяев не могут возникнуть и реальные проблемы с собакой. Не предвидеть их, не замечать, надеясь, что все решится само собой, так же неправильно, как и впадать в панику.
Безусловно, появление в доме грудного ребенка требует ото всех членов семьи, в том числе и четвероногих, соблюдения гигиены. И в этом хозяева должны своему питомцу помочь. Например, надо заранее провести дегельминтизацию собаки от ленточных и круглых глистов, и в первые два года проводить ее каждые три-четыре месяца. Затем достаточно проводить ее раз в полгода. Кроме того, у собаки необходимо регулярно выводить блох (они могут заражать ее одним из видов глистов - огуречным цепнем); не стоит кормить ее сырым мясом, не прошедшим ветконтроль.
Шерсть собаки необходимо содержать в чистоте. Впервые полгода жизни ребенка ее желательно каждый день чистить щеткой или расческой и протирать влажной губкой или махровым полотенцем. А вот мыть собаку чаще, чем обычно, не стоит - на чистоте шерсти это не так уж и сказывается. После того, как ребенку исполнится полгода, шерсть можно чистить и протирать раз в два-три дня, а после года - столько, сколько этого требуют правила ухода за собакой данной породы.
На прогулках не стоит давать собаке общаться с бродячими собратьями, бегать по помойкам и т.п.
Инфекционных заболеваний, общих для собак и людей, немного. Наиболее страшную опасность для человека представляет бешенство. Заболевание это, к счастью, крайне редкое, тем не менее, не стоит пренебрегать мерами предосторожности - собаке необходимо ежегодно делать прививку (не зависимо от того, есть ли в семье ребенок, или нет).
Аналогично решается вопрос и с другим заболеванием, лептоспирозом: от него также существуют прививки. Кроме того, не стоит давать собаке пить из грязных луж и прудов, охотиться на крыс и мышей.
Еще несколько общих болезней, например, кокцидиоз, легко предупреждается соблюдением элементарных правил гигиены.
Несколько сложнее разрешаются, так сказать, "моральные" конфликты, которые порой-таки в подобной ситуации возникают. Как они будут разрешены, зависит от психики собаки, ее воспитания, а также от умения владельца понимать своего питомца.
Как правило, отношение собаки и ребенка складываются достаточно гладко, если у собаки здоровая, крепкая психика, и она не привыкла считать себя "центром вселенной" своих хозяев.
Оптимально, когда собака полностью и безоговорочно принимает появившегося малыша и выказывает к нему самое искреннее расположение. Примеров такой нежной любви собаки к маленькому ребенку можно привести немало.
Например, сторожевик Гранд, здоровый злющий кобель, сразу настолько привязался к ребенку своих хозяев, что буквально не отходил от него ни днем, ни ночью, охранял на прогулках, подсовывал морду, когда малыш плакал и т.д.
Пуделек Ненси с самых первых дней появления в доме ребенка добровольно взяла на себя обязанности "няньки" - дежурила у кроватки, запрыгивала к ребенку, когда тот плакал и прижималась к нему, отчего ребенок успокаивался. Благодаря Ненси ребенок рос на удивление спокойным, никогда не плакал от скуки, да и ему не было скучно с такой чудесной "нянюшкой".
А эрделька Джейн вообще пыталась удочерить малышку своих хозяев - переворачивала носом на спину и облизывала как щенка, пыталась кормить, ложась перед ребенком на бок и подставляя соски (у нее даже появилось молоко).
Вообще надо заметить, что чаще такую нежную любовь к детям испытывают все же суки. Возможно, дело в том, что запах ребенка и его плач несколько схожи с запахом и голосом щенка. К категории подобных явлений, видимо, можно отнести и те случаи, когда собаки выкармливали и воспитывали (на свой собачий манер) маленьких детей.
Безусловно от родителей зависит не испортить складывающиеся прекрасные отношения ребенка и собаки. Пусть придется потратить несколько больше времени на стирку и мытье полов, а также на "чистку" собаки - все эти усилия окупятся сторицей. Ведь наградой будут счастье и покой вашего ребенка, которые ему может подарить такой друг.
К сожалению, нередко взаимоотношения ребенка и собаки бывают и иными. Часто собака относится к ребенку совершенно равнодушно, просто не замечает его, не проявляет агрессивности, но старается держаться подальше. Тут важно не совершить ошибку, которая переведет отношение собаки к ребенку из равнодушного в неприязненное. Ни в коем случае не надо навязывать общество ребенка собаке, этим вы можете только окончательно испортить их отношения, да и ваш контакт с четвероногим питомцем может серьезно пострадать.
Я помню один такой случай, когда молодые родители пытались заставить своего черного терьера полюбить ребенка, сажая малыша собаке на спину, заставляя собаку лежать, когда ребенок ползал по ней, и т.п. В итоге наступил день, когда собака стала от ребенка шарахаться с рычанием. И так продолжалось до конца жизни пса - стоило ребенку, который подрос и сам стал тянуться к собаке подойти к псу, как тот угрожающе рычал и брезгливо отскакивал.
А ведь некоторые собаки, вначале относящиеся к ребенку равнодушно, со временем становятся ему хорошим другом. Когда ребенок достигает более сознательного возраста, собака начинает воспринимать его как самостоятельную личность, более или менее полноправного члена "стаи". А если со временем ребенок начинает участвовать в ее кормлении и уходе за ней, то он, понятно, станет ей еще больше приятен.
Это, так сказать, ситуации, когда надо в первую очередь не навредить, ситуации, требующие не вмешательства, а, скорее, бездействия. К сожалению, иногда взаимоотношения собаки с ребенком и хозяевами складываются в этот период не столь удачно. Чаще всего это бывает в том случае, когда собака избалована и привыкла чувствовать себя "центром вселенной", когда у нее слишком нежная и ранимая психика (что может быть врожденной особенностью, либо результатом неправильного воспитания), а также когда она обладает слишком независимым характером или ощущает себя явным лидером в вашей "стае" и имеет собственные представления о воспитании ребенка.
В первых двух случаях собаки иногда прибегают к разного рода ухищрениям, чтобы привлечь к себе внимание хозяев. Например, одна чрезвычайно умная колли, когда у ее хозяев появился ребенок, начала периодически хромать, причем хромота усиливалась, как только внимание хозяйки отвлекалось на малыша, и чудесным образом пропадало, стоило показать ей любимую палку или мячик и дать понять, что с ней сейчас будут играть.
Бывает, что на нервной почве собака заболевает всерьез. Так, например, у серебристого пуделька, очень страдавшего от того, что внимание хозяев переключилось с него на ребенка, появились невралгические боли в пояснице. В этом случае, чтобы вылечить собаку, потребовалось применить вполне реальные лечебные процедуры - массаж, успокоительные средства.
Определить в таких случаях, действительно ли собака больна, или это чистейшей воды симуляция, сможет лишь ветврач.
Если недомогание оказалось симуляцией, лучше всего не обращать во время "приступов болезни" на собаку внимания - иначе, если вы начнете ее жалеть, "мучения" никогда не прекратятся. А вот когда собака перестает симулировать, тогда надо постараться выкроить хотя бы несколько минут для занятий с нею.
Гораздо хуже, если ревность просыпается у собаки, обладающей твердым характером и в то же время избалованной вниманием хозяев.
Так произошло например с кобелем эрделя, прекраснейшим служебным псом, победителем многих выставок и состязаний, который был для своей хозяйки "зеницей ока". До своего замужества хозяйка почти все свое свободное время уделяла своему питомцу; когда она вышла замуж, пес легко смирился со своим новым статусом, ибо все внимание молодой семьи было по-прежнему посвящено ему. Но после рождения ребенка "центр вселенной" переместился; собака не смогла спокойно перенести невнимание хозяев и прямо-таки возненавидела малыша.
Правда, с одной стороны эрдель честно выполнял свой долг - охранял ребенка от посторонних, не подпускал их к кроватке и коляске. Однако, когда ребенок пытался протянуть к нему руку , немедленно раздавалось очень недоброе ворчание. Когда ребенку исполнился год, и он начал ходить, пес болезненно реагировал на его приближение. Как-то ребенок уронил около пса игрушку и, пытаясь ее поднять, протянул руку; пес весьма ощутимо хапнул его.
В этот период был утрачен и его контакт с хозяйкой: пес стал угрюмым, плохо управляемым, начал позволять себе некоторые поступки, ранее для него немыслимые, например, начал выгуливаться в комнате.
В таких случаях приходится прибегать к методу кнута и пряника. Безусловно, за каждое проявление агрессивности по отношению к маленькому ребенку собака должна быть строго наказана. Однако, если ее только наказывать, она станет еще более озлобленной, у нее не будет стимула вести себя хорошо. Поэтому в то же время надо поощрять ее за правильное поведение лакомством или похвалой, причем делать это желательно как можно чаще.
Хорошо бы выделить дополнительное время для занятий с собакой. Например, брать ее с собой, гуляя с ребенком, и пока он спит в коляске, играть с ней или дрессировать. Конечно, такая дополнительная нагрузка в этот без того нелегкий период может показаться менее привлекательным, нежели клевание носом на скамейке или "светское общение" с другими мамашами. Однако может быть все же стоит найти в себе силы для этого, чтобы в один прекрасный день не обнаружить рядом с собой озлобленное существо, полностью потерявшее контакт с вами.
Конечно, если собака не испытывает к ребенку симпатию, не стоит навязывать ей его общество - этим вы вызовите только озлобление. Со временем все утрясется, разумеется при правильном подходе к собаке, когда она поймет, что вовсе не обделена вашим вниманием, когда прогулка с вашим ребенком приносит радость и ей, что любое проявленное ею внимание к ребенку немедленно поощряется (например, собаке дают кусочки, если она подходит к хозяевам в то время, когда они держат ребенка, и проявляет к нему терпимость).
Самые сложные ситуации могут возникать в тех случаях, когда собака считает себя "выше" в иерархическом отношении, чем все или некоторые члены семьи. Подобные взаимоотношения и сами по себе создают в доме напряженную атмосферу, а с появлением ребенка вероятность конфликта увеличивается.
Например, ротвейлириха Айна считала жену своего хозяина явно подчиненным членом "стаи". Когда родился ребенок, собака отнеслась к нему очень нежно, однако если в комнате не было хозяина, не подпускала к нему мать. Айна, очень крепкая собака с независимым характером, считала, что принимать участие в воспитании маленького человечка может либо хозяин, либо она сама, но ни как не женщина, которую она легко "ставила на место".
В этом случае хозяину, которого собака безоговорочно принимала, пришлось применить довольно жесткое физическое воздействие, чтобы внушить строгий запрет рычать на мать ребенка. После этого собака стала позволять ей кормить малыша и ухаживать за ним, однако вела себя при этом так, словно наняла ее ухаживать за собственным отпрыском.
Когда мальчик подрос, право наказывать его получил только хозяин, а его жене не разрешалось даже повысить на ребенка голос. Наверное, другая, более обидчивая мать семейства в этой ситуации потребовала бы избавиться от собаки. Хозяйка же (вернее, жена хозяина) Айны делать этого не стала - и как выяснилось, не напрасно. Во время одной из ее прогулок с ребенком из-за угла вывернул подвыпивший мотоциклист; скорость была слишком большой, чтобы остановиться, трагедия казалась неминуемой. Айна, моментально сориентировавшись, прыгнула на него и сбила с мотоцикла буквально в метре от ребенка.
Безусловно, с "комплексом лидера" у собаки можно мириться, только если она признает за старшего хотя бы одного из хозяев, а также - обязательно! - при появлении в семье ребенка не испытывает к нему ревности или неприязни.
Разумеется, конфликты (как и болезни) легче предупредить, нежели "лечить". Поэтому о том, как собака отнесется к ребенку, желательно задуматься не после того, как он уже родился, а заранее. И если вы искренне хотите сохранить союз со своим четвероногим другом, то нет ничего невозможного. А для того, чтобы у вас было бы меньше проблем (не зависимо от того, есть у вас дети или нет) собака должна быть правильно воспитана, и если в дополнение к этому за несколько месяцев до появления малыша вы постепенно измените распорядок, в нужную для вас сторону, то эти неудобства не будут у собаки связываться с ребенком, а значит и вероятность конфликта резко уменьшится.
М. Добровольская